Дорожный сбор: иногда вернуть все же можно
Не секрет, что приобретение автомобиля либо тривиальная его замена на что-нибудь поновее или понадежнее помимо собственно трат на покупку влечет за собой немалое количество дополнительных расходов, связанных с регистрацией и прохождением технического осмотра автомобиля. Самой значимой статьей в этих платежах вот уже несколько лет является государственная пошлина на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, среди автолюбителей именуемая дорожным сбором или транспортным налогом.
Ставки государственной пошлины на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении для физических лиц
Тип транспортного средства
Размер пошлины, б.в. за 1 год
Размер пошлины, бел. руб. за 1 год (1 б.в.=210.000 руб.)
Легковой автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу:
- не более 1,5 тонны
3
630.000
- более 1,5 тонны, но не более 2 тонн
6
1.260.000
- более 2 тонн, но не более 3 тонн
8
1.680.000
- более 3 тонн
11
2.310.000
Прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу:
- не более 0,75 тонны
2
420.000
- более 0,75 тонны
11
2.310.000
- прицеп-дачу (караван)
5
1.050.000
Грузовой автомобиль, автомобиль- тягач, седельный тягач, грузопассажирский автомобиль, имеющие разрешенную максимальную массу:
- не более 2,5 тонны
8
1.680.000
- более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
17
3.570.000
- более 3,5 тонны, но не более 12 тонн
22
4.620.000
- более 12 тонн
25
5.250.000
Автобус с числом посадочных мест:
- до 20 включительно
12
2.520.000
- от 21 до 40 включительно
17
3.570.000
- свыше 40
22
4.620.000
Мотоцикл
Мотоцикл
2
420.000
В зависимости от предназначения и возраста автомобиля автовладельцы оплачивают ее раз в 6 месяцев, раз в год или раз в два года, а ее величина в привязке к годичному сроку прохождения техосмотра для физических лиц, у которых в собственности легковые автомобили, варьируется от 3 до 11 базовых величин в зависимости от полной массы автомобиля. А если автомобилю еще нет 10 лет, эти цифры умножаем на 2.
В итоге в кризис у многих автолюбителей, обратившихся в нашу редакцию, возник вопрос относительно возврата "неиспользованной" части транспортного сбора в случае продажи автомобиля до истечения действия срока его допуска к участию в дорожном движении (проще говоря, до следующего техосмотра). Вопрос резонный, ведь те же страховые компании часть страхового взноса в подобной ситуации готовы вернуть автовладельцу в случае его обращения с подобной просьбой.
С этим, а также иными вопросами, касающимися госпошлины на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, мы обратились в Министерство по налогам и сборам РБ. Наши вопросы и ответы ведомства приведены ниже.
- Если человек продал автомобиль, может ли он вернуть себе часть выплаченной суммы госпошлины на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении? Ведь, продав автомобиль, он, по сути, уже не будет участвовать на нем в дорожном движении.
- Возврат госпошлины в данном случае не предусмотрен, так как выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении признается объектом обложения государственной пошлиной (подпункт 1.64 пункта 1 статьи 249 Кодекса).
Возврат или зачет полностью или частично уплаченной суммы государственной пошлины может быть произведен только в случае, если гражданин уплатил государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и:
- госпошлина уплачена в большем размере, чем требовалось, либо не должна была оплачиваться;
- плательщик, уплативший госпошлину, отказывается от разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении до обращения в УП "Белтехосмотр" за выдачей указанного разрешения;
- плательщику отказано в выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (подпункты 1.1, 1.2, 1.4 пункта 1 статьи 259 Кодекса).
Во всех иных случаях, в том числе при смене собственника транспортного средства (в результате продажи автомобиля), независимо от того, что не истек срок, на который выдано разрешение на допуск, у прежнего собственника отсутствуют основания для возврата или зачета госпошлины, в том числе частичного.
- Остались ли льготы по уплате госпошлины на допуск к участию в дорожном движении, на какие категории граждан они распространяются?
- Да, льготы остались. В 2016 году подпунктами 8.38-8.40 пункта 8 статьи 257 Кодекса предусмотрены следующие льготы по уплате госпошлины:
1. Для организаций и физических лиц - в отношении транспортных средств, предназначенных для передвижения инвалидов, специально оборудованных для использования инвалидами, а также транспортных средств, полученных (приобретенных) через органы по труду, занятости и социальной защите в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
2. Для организаций - в отношении транспортных средств:
- используемых для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, предназначенных для реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, Следственного комитета Республики Беларусь;
- предназначенных для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись "Социальная служба".
3. Для перевозчиков, включенных в перечень автомобильных перевозчиков пассажиров, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования, утверждаемый Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Кроме того, в 2016 году предусмотрена льгота в виде понижающего коэффициента 0,5 к ставке государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении в отношении транспортного средства, собственником которого является ветеран Великой Отечественной войны, инвалид I или II группы.
При этом госпошлина уменьшается, только если ветеран Великой Отечественной войны, инвалид I или II группы является собственником транспортного средства, в отношении которого уплачивается госпошлина, а также имеет медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую его годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, маломерными судами.
Льгота для пенсионеров с 01.01.2016 исключена. Теперь они обязаны оплачивать госпошлину в полном размере по ставкам, установленным пунктом 112 Приложения 22 к Кодексу.
Итак, как видно из ответов налогового ведомства, пошлину фактически не вернуть, даже если автовладелец продал авто и пересел на общественный транспорт. В итоге напрашивается вывод, что владельцам автомобилей, подумывающим о их продаже, нужно либо «выкатывать» оплаченную пошлину до победного конца, либо смириться с потерей денег, не слишком дальновидно, но прописанной в налоговом законодательстве. "Почему недальновидно?" - спросите вы. Да потому, что ни для кого не является тайной, что из-за подобного подхода тысячи автолюбителей просто игнорируют техосмотр, играя в рулетку с ГАИ. И что-то подсказывает, что одни карательные меры в виде штрафов и акций Госавтоинспекции здесь не помогут…