Перейти к содержимому


Фотография

Превышение скорости с "просроченными" "правами": законодательная коллизия или способ уйти от ответственности?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Пока никто не отвечал в этой теме...

#1 Оффлайн   ANTHONY

ANTHONY

    Гуру

  • Проверенные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 5 482 сообщений
  • Город:МОЗЫРЬ
  • Автомобиль:Mercedes Benz C280 W204 2007
  • Имя:Антонина

Отправлено 28 Май 2015 - 15:44

Превышение скорости с "просроченными" "правами": законодательная коллизия или способ уйти от ответственности?

Законодательство
182585_1_238.jpg

"Помогите, пожалуйста, разобраться в сложившейся ситуации. 25.04.2015 водитель, управляющий транспортным средством, превысил установленную скорость движения, за что был привлечен к ответственности на основании п.2 ст.18.13 КоАП РБ. 19.05.2015 водитель вновь превысил допустимую скорость, за что инспектор ДПС составил:

1) протокол об АП на основании  ч.4 ст.18.13 КоАП РБ,

2)  протокол об АП на основании ч.1 ст.18.19 КоАП РБ.

Санкция ч.4 ст.18.13 влечет в том числе лишение права управления транспортными средствами сроком до одного года. Но срок действия водительского удостоверения истек 07.04.2015. Фактически водительских "прав" у лица на момент совершения правонарушения не было. Тогда получается, что нельзя лишить того, чего нет? Какие санкции будут применены к водителю в данном случае? Комиссия состоится в начале июня. Хотелось бы знать, лишают за такое "прав" или будет применен только штраф?"

2.jpg

Итак, давайте разбираться по порядку. 25 апреля 2015 года водитель превысил установленную скорость движения, за что был привлечен к ответственности на основании ч.2 ст.18.13 КоАП РБ.

Статья 18.13. Превышение скорости движения

2. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 20 до 30 км/ч влечет наложение штрафа от 1 до 3 б.в. (180.000-540.000 руб.).

Уже 19 мая, менее чем через месяц, водитель вновь превысил допустимую скорость, за что инспектор ДПС составил: 

  • протокол об административном правонарушении на основании ч.4 ст.18.13 КоАП РБ;
  • протокол об административном правонарушении на основании ч.1 ст.18.19 КоАП РБ.

Статья 18.13. Превышение скорости движения

4. Действия, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения влекут наложение штрафа в размере от 5 до 15 б.в. (900.000-2.700.000 руб.) или лишение права управления транспортными средствами сроком до одного года.

Статья 18.19. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления

1. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 20 б.в. 
2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 б.в.

3.jpg

Что это значит? Во-первых, санкция ч.4 ст.18.13 влечет в том числе лишение права управления транспортными средствами сроком до одного года. Но срок действия водительского удостоверения истек еще 7 апреля, практически за две недели до первого зафиксированного нарушения скоростного режима, - фактически водительских "прав" у лица на момент совершения правонарушения не было. Получается, что лишить "прав" в этом случае не смогут? Какие санкции будут применены к водителю в данном случае?

В ч.4 ст.18.13 предусмотрена альтернативная санкция: орган, ведущий административный процесс, в зависимости от фактических обстоятельств дела, личности лица, в отношении которого ведется процесс, смягчающих и отягчающих обстоятельств и так далее вправе выбирать из представленных на выбор видов и размеров взысканий. То есть он может назначить как штраф, так и лишение права управления ТС. А может назначить и то и другое одновременно, исходя из перечисленных выше критериев. Поскольку на момент повторного превышения скорости у водителя истек срок действия водительского удостоверения, его следует считать не имеющим права управления транспортным средством. 

Закон РБ "О дорожном движении"

Статья 27. Прекращение права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной
Лицо считается не имеющим права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной со дня истечения установленного срока действия водительского удостоверения - до обмена водительского удостоверения.

Обратная сторона медали

Однако опрошенные нами специалисты, которые уже сталкивались с подобными делами, уверяют, что не все так однозначно. В их практике встречались случаи, когда орган, ведущий административный процесс, выносил постановление о лишении «прав», которых на тот момент у человека не было. На чем основано такое решение, выяснить не удалось – «так сложилась практика». Да и теоретическая сторона вопроса содержит некоторые пробелы.

Мнение юриста, доцента кафедры адвокатуры Международного университета МИТСО Юрия Конаневича:

- Если говорить кратко, основания для лишения "прав" в данном случае есть. А спорность ситуации обусловлена коллизией отдельных норм Закона РБ "О дорожном движении". Попробую пояснить.

В соответствии с положениями части 1 статьи 5 и части 4 статьи  26 Закона РБ "О дорожном движении" лицу, сдавшему квалификационные экзамены, предоставляется право управления транспортным средством и выдается водительское удостоверение, которое подтверждает наличие у лица этого права.

Соответственно "предоставление права управления" и "выдача водительского удостоверения" – два разных, хотя и взаимозависимых юридических факта. Более того, если расширительно толковать часть 4 статьи 26, то получается, что неизъятие водительского удостоверения в установленном порядке сохраняет у лица право управления, даже когда истекает срок действия в/у.

С научной точки зрения, если исходить из смысла и содержания статьи 5, просрочка обмена водительского удостоверения на новое относится скорее к нарушению режима использования правоустанавливающих документов - по аналогии с просроченным паспортом гражданина Республики Беларусь. Полагаю, что такая трактовка в Законе РБ "О дорожном движении" нивелировала бы рассматриваемую спорную ситуацию. А органам, ведущим административный процесс, такие изменения позволили бы квалифицировать действия водителя по статье 18.18. КоАП "Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных Правилами дорожного движения".

Кроме того, с доктринальной точки зрения факт обмена водительского удостоверения - это своеобразный акт подтверждения "водительской дееспособности". В то же время "водительская правоспособность" и "водительская деликтоспособность" (способность нести ответственность за совершенные правонарушения. -Прим. авт.), как элементы водительской правосубъектности, у проштрафившегося лица никуда не исчезают. Такой вывод основан на том, что для возврата права управления лицу не требуется заново сдавать квалификационные экзамены. То есть право само по себе никуда не пропадает. Истекает лишь срок документа, который свидетельствовал о наличие этого права.

Таким образом, несмотря на перечисленные противоречия, с доктринальной точки зрения у органа, ведущего административный процесс, есть все основания лишить лицо права управления транспортным средством, потому что смысл и содержание Закона РБ "О дорожном движении" и ПДД в полном объеме подтверждают наличие у лица этого права даже в тот момент, когда он вовремя не обменял водительское удостоверение.

d3.jpg

Заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома, подполковник милиции Сергей Руденко:

В описанной ситуации орган, ведущий административный процесс, вправе применить санкцию, предусматривающую лишение права управления транспортным средством. В обоснование такого решения можно привести статью 6.9 КоАП, в которой предусмотрено лишение права заниматься определенной деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, даже в случае, если лицо не имеет права управления ТС. Проще говоря, данная статья предполагает "лишение права получить право". То есть лицо, в отношении которого применено данное взыскание, не сможет обменять старое в/у на новое с момента вынесения соответствующего постановления органом, ведущим административный процесс, и до конца срока лишения права управления.

Вердикт abw.by

То, что теоретики и практики не имеют единого полноценного сформированного мнения на данный счет, говорит лишь о том, что в законодательстве есть пробелы. Как гласит устоявшееся выражение, "два юриста - три мнения". Но почвой для появления различных мнений как раз и являются пробелы и коллизии. Юрий Конаневич внес ряд предложений, которые позволили бы трактовать данную ситуацию однозначно. А пока единой трактовки происходящему нет, остается напомнить читателю, что, если он посчитает, что принятое в отношении него решение, по его мнению, не будет соответствовать законодательству, он имеет право обжаловать это решение в установленном законом порядке.

Роман САВИНИЧ
ABW.BY
Фото из открытых источников

 

 


 


 


Сообщение изменено: ANTHONY (28 Май 2015 - 15:52)





0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых