Peerless… Славное старое имя, стоявшее одно время одним из первых в списке производителей американских машин высшего класса наряду с такими марками, как Packard и Pierce-Arrow; их упоминали на одном дыхании и почтительно величали «three P's»; автомобили эти были большими и солидными, крепкими и выносливыми, комфортабельными внутри и изысканными снаружи, но уж никак не спортивными. А здесь перед нами маленькое купе со стремительными очертаниями, покатым верхом и очень недвусмысленными литерами «GT» в наименовании...Peerless… Славное старое имя, стоявшее одно время одним из первых в списке производителей американских машин высшего класса наряду с такими марками, как Packard и Pierce-Arrow; их упоминали на одном дыхании и почтительно величали «three P's»; автомобили эти были большими и солидными, крепкими и выносливыми, комфортабельными внутри и изысканными снаружи, но уж никак не спортивными. А здесь перед нами маленькое купе со стремительными очертаниями, покатым верхом и очень недвусмысленными литерами «GT» в наименовании...
1959 Peerless GT Mk I
Да и вообще компания Peerless приказала долго жить давным-давно, еще до Второй мировой войны — и уж во всяком случае за много лет до появления машин с такой архитектурой кузова. «Однофамилец», унаследовавший прочно забытое за давностью лет название? Или плод очередной попытки возрождения скончавшейся марки, — как восставшие из праха на нашей памяти Bugatti или Maybach? Однозначный ответ дать нелегко. Машина на этих страницах — отчасти и то и другое, а в определенном смысле ни то и ни другое. Имя свое она действительно унаследовала у знаменитого «американского дядюшки», но через много-много лет после того, как тот покинул сей грешный мир. А по внутренней своей сути это автомобиль сугубо английский, имеющий много общего с машинами совсем другой марки — Triumph… Но — по порядку.
Данный конкретный экземпляр, судя по расположению рулевого колеса, определенно делался на экспорт. Перчаточный ящик весьма вместителен, однако не имеет крышки. Внутрисалонное зеркало заднего вида выполнено «стоячим», а не «подвешенным», наружное же отсутствует вовсе
Овердрайв подключается не рукояткой, а тумблером слева от руля на приборном щитке. Передние сиденья снабжены ремнями безопасности, что для конца пятидесятых годов скорее было исключением, нежели правилом
Заводской шильдик под капотом скрупулезно перечисляет все рекомендованные производителем к употреблению сорта смазок для всех узлов, агрегатов и прочих точек смазки. Не дай бог перепутать!
У молодых людей был на руках контракт с упомянутой выше фирмой Triumph, которая бралась поставить им определенные узлы и агрегаты от своего спортивного автомобиля TR3: двигатель в сборе с трансмиссией, переднюю подвеску и кое-что по мелочи. Кузов они предполагали выполнять из очень модного в то время фибергласа, но на пространственной структуре, набранной из трубок прямоугольного сечения: такая конструкция призвана была обеспечить достаточную жесткость при небольшой массе. Первый пробный экземпляр имел в салоне всего два места, но компаньоны решили, что их детище будет иметь больше перспектив в конфигурации 2+2 — и слегка нарастили машине колесную базу, а заодно, чтобы сохранить пропорции, увеличили колею. Изменившиеся габаритные размеры позволили применить на автомобиле задний мост типа De Dion, что существенно улучшило его дорожные характеристики, — прежде всего устойчивость и управляемость. Двухместный прототип был впервые показан под названием Warwick в 1957 году, а в пятьдесят восьмом машину — уже в доработанном виде — выставили на Ле-Ман, и там она с ходу взяла первое место в своем классе (а в общем зачете — шестнадцатое). По ходовым своим параметрам автомобиль значительно превосходил тот спортивный Triumph, на агрегатах которого был создан, хотя весил немного больше него; машина Peerless GT превосходно держала дорогу, словно бы «прилипая» к ней, и к тому же отличалась завидной приемистостью. Предельная скорость тоже оказалась повыше, чем у исходной модели Triumph TR3, — благодаря аэродинамическим качествам закрытого кузова. Не то чтобы новоявленные автопромышленники проводили на сей счет какие-то специальные исследования, нет, — доступа к аэродинамической трубе у них не было, все делалось эмпирически, — но в любом случае на автомобиле отсутствовало характерное для исходной машины Triumph плоское ветровое стекло, что уже само по себе снижало лобовое сопротивление.
Приборный щиток выглядит по-английски сдержанно. Черно-белые шкалы превосходно читаются. Единица градуировки спидометра — миля в час
Обивка дверей выполнена скромно и аккуратно, без свойственных эпохе излишеств. Доступ в багажник возможен только сзади; запасное колесо заботливо упрятано в чехол и до половины утоплено в нишу на полу багажного отсека, чтобы занимать в нем поменьше места. В моторном отсеке — четырехцилиндровый рядный двигатель от машины Triumph TR3 (1991 см3, 95 л.с.)
К сожалению, хронический недостаток капиталовложений так и не позволил как следует довести неплохую, но все же несколько сыроватую конструкцию автомобиля. Эффектный с виду и быстрый Peerless был при этом простоват и грубоват для своей цены, составлявшей 1493 фунта стерлингов; доплатив менее трех сотен фунтов, покупатель мог взять себе Jaguar модели XK-150, у которого и с комфортом, и с ходовыми параметрами дело обстояло не в пример лучше. За те два года, что компания Peerless кое-как продержалась на плаву, ей удалось построить и распродать всего 328 машин, и одна из них — перед вами. Упорный Берни Роджер, однако, не сдался; перерегистрировав в 1960 году компанию на свое имя, он попытался продолжить выпуск машин в слегка модернизированном виде, уже на других производственных мощностях и под изначальным наименованием Warwick. Была даже подготовлена и испытана версия с покупным американским мотором Buick V8, однако средств по-прежнему не хватало, и в 1961 году лавочку пришлось прикрыть окончательно. Еще одним автомобилем английского производства стало меньше.
Ну куда в 1959 году без хвостовых «плавничков»? Не слишком-то они вписываются в округлые да заглаженные очертания кузова, — но мода есть мода, ничего не поделаешь, изволь соответствовать