
Для своих испытаний эксперты Off-Road выбрали полигон Nokian в окрестностях финского города Тампере, где при температуре -14°C были проведены все тесты на снегу и льду.
Список протестированных шин:
- Bridgestone Blizzak LM-80
- Continental ContiCrossContact Winter
- Goodyear Ultra Grip SUV
- Michelin Latitude Alpin 2
- Nankang SV-2 Snow Viva
- Nokian WR SUV 3

Начать было решено с испытаний на ускорение и торможение на заснеженной поверхности, для чего автомобиль с разогретым двигателем сначала разгоняли с места до 50 км/ч, а потом останавливали с этой же скорости до полной остановки.
В плане тягового усилия все шины показали практически одинаковые результаты, и в число немного отстающих попали только дешевые Nankang, произведенные на Тайване. В тесте на эффективность торможения только три шины смогли уложиться в 20 метров, самыми лучшими стали Nokian, а худшими – Nankang, чей тормозной путь почти на четыре метра длиннее.

Тяговое усилие на снегу
(Время разгона с 0 до 50 км/ч, с)

Торможение на снегу
(Тормозной путь с 50 до 0 км/ч, м)
На льду, который по праву считается самой сложной поверхностью для покрышек, вперед снова вырвались Nokian, а вот Nankang переломили тенденцию. При разгоне они смогли конкурировать даже с гораздо более дорогими конкурентами, а в тесте на торможение и вовсе заняли второе место, показав такой же результат, как Michelin. Был и один неприятный сюрприз – Bridgestone на льду чувствуют себя гораздо хуже, и у них резко снизились и тяговое усилие, и эффективность торможения. В целом после серии испытаний в зимних условиях стало понятно, что все шины вполне достойно справляются и со снегом, и со льдом, а лидерами в этих условиях являются Nokian и Mchelin.

Тяговое усилие на льду
(Время разгона с 0 до 30 км/ч, с)

Торможение на льду
(Тормозной путь с 30 до 0 км/ч, м)
Вторая часть тестов прошла на асфальте, и здесь эксперты обращали внимание на еще один фактор, способный повлиять на результаты, а именно на износ. В конце каждого дня проверялось состояние протектора, а при каждом возвращении на гоночный трек специалисты следили за тем, правильное ли давление во всех шинах. За все время ни у одних шин проблем с износом не возникло. Также все шины без проблем справились с тестом на устойчивость к высоким скоростям.
В тесте на торможение на сухой поверхности особые требования предъявляются не только к шинам, но и к пилоту, который должен 10 раз подряд остановиться со 100 км/ч, причем сделать это максимально одинаково и каждый раз терпеть нагрузки. На самом деле пилот проводил не более 30 заездов подряд, чтобы дать отдохнуть желудку и охладить тормоза. На мокрой поверхности это немного более приятно.

Торможение на сухом асфальте
(Тормозной путь со 100 до 0 км/ч, м)

Торможение на мокром асфальте
(Тормозной путь со 100 до 0 км/ч, м)
Как бы то ни было, несмотря на сложность процедуры, ее результаты являются очень важными, а в этот раз экспертов еще и ждали сюрпризы. Michelin, которые отлично показали себя во всех дисциплинах в зимних условиях, неожиданно оказались позади всех остальных на мокром асфальте. При этом Nokian, еще одни шины с отличными результатами на снегу и льду, все же смогли удержаться в группе лидеров на асфальте, а самую высокую эффективность торможения продемонстрировали Continental.
Аквапланирование и слашплэнинг представляют серьезную угрозу для водителей, но если феномен «всплывания» шин в лужах хорошо известен, опасность, которую таит в себе слякоть, часто недооценивают. При этом на снежной каше контакт с дорогой в некоторых случаях может быть потерян уже при 30 км/ч, тогда как на водном слое – только при порядка 80 км/ч. Производители, впрочем, эту проблему воспринимают серьезно, и все шины в тесте на устойчивость к слашплэнингу показали близкие и хорошие результаты. Goodyear подтверждают право на слово UltraGrip в названии, а быстрее всего теряют сцепление при езде по слякоти Nankang.

Устойчивость к слашплэнингу
(Скорость потери сцепления, км/ч)
Когда дело дошло до сопротивляемости аквапланированию, отличия между шинами стали более существенными, и разница между результатами Goodyear, оказавшимися самыми безопасными, и Continental, быстрее всего теряющими контакт с асфальтом, составила 9,1 км/ч.

Устойчивость к аквапланированию
(Скорость потери сцепления, км/ч)

Шум
(Внешний шум измерялся в децибелах через каждые 3 км/ч в интервале от 72 до 90 км/ч)

Экономичность
(Сопротивление качению, кг/т)
Победителей выбирали на основе результатов всех описанных тестов, а также с учетом субъективных оценок управляемости всех шин. Оба пилота независимо друг от друга совершили на каждых шинах по несколько заездов по льду, снегу, сухому и мокрому асфальту, после чего определили средний результат для каждых шин.

Управляемость на снегу и льду

Управляемость на мокром и сухом асфальте
На этот раз из группы претендентов выделяются две шины – Nokian и Michelin – которые не позволили себе никаких слабостей на снегу и льду. Остальные кандидаты также показали себя более чем достойно, и претензии возникают только к тайваньским Nankang, которые «в зимних условиях ведут себя совершенно непредсказуемо и теряют сцепление без всякого предупреждения». Впрочем, пилоты несколько раз вылетали с обледенелой трассы и на шинах топовых брендов.

Вердикт Off-Road: На самом деле можно порекомендовать все протестированные шины престижных марок. У всех есть свои сильные и слабые стороны, и водитель должен сам решать, какие именно характеристики для него важнее. Если вы живете в регионе с мягким климатом, вы смело можете не обращать внимания на уровень сцепления на снегу, а если вы водите автомобиль в условиях суровой зимы, то сопротивление качению вам, вероятно, будет не так важно, как управляемость на льду.
Оценки для протестированных шин представлены в таблице
Место Шина Итоги 1Слашплэнинг
2Тяговое усилие
1 Общая оценка 2+ Лед Торможение 1 Управляемость 2 Тяговое усилие 1 Общая оценка 1- Мокрый асфальт Аквапланирование 2 Торможение 1Управляемость
2 Общая оценка 2+ Сухой асфальтТорможение
1Шум
2Управляемость
2Сопротивление качению
1 Общая оценка 2+ ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 2++ Отличные результаты на всех типах поверхности
- Относительно высокий уровень шума
Слашплэнинг
2Тяговое усилие
1 Общая оценка 2+ Лед Торможение 2 Управляемость 2 Тяговое усилие 2 Общая оценка 2 Мокрый асфальт Аквапланирование 2 Торможение 3Управляемость
2 Общая оценка 2 Сухой асфальтТорможение
3Шум
1Управляемость
2Сопротивление качению
3 Общая оценка 2 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 2+ Отличная предсказуемость поведения и информативность в любых условиях
- Относительно слабая эффективность торможения на асфальте
- Относительно высокое сопротивление качению
Слашплэнинг
2Тяговое усилие
2 Общая оценка 2 Лед Торможение 3 Управляемость 4 Тяговое усилие 3 Общая оценка 3- Мокрый асфальт Аквапланирование 2 Торможение 1Управляемость
4 Общая оценка 2 Сухой асфальтТорможение
2Шум
3Управляемость
3Сопротивление качению
2 Общая оценка 3+ ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 3++ Хорошие результаты на снегу и сухом покрытии
- Слабые результаты на льду
- Недостаточно хорошая управляемость на мокром покрытии
Слашплэнинг
2Тяговое усилие
2 Общая оценка 3+ Лед Торможение 2 Управляемость 4 Тяговое усилие 2 Общая оценка 3+ Мокрый асфальт Аквапланирование 1 Торможение 2Управляемость
3 Общая оценка 2 Сухой асфальтТорможение
2Шум
2Управляемость
3Сопротивление качению
4 Общая оценка 3+ ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 3++ Заранее предупреждают о достижении предела сцепления
- Высокое сопротивление качению
Continental
ContiCrossContact Winter
Слашплэнинг
2Тяговое усилие
2 Общая оценка 3+ Лед Торможение 2 Управляемость 3 Тяговое усилие 2 Общая оценка 2- Мокрый асфальт Аквапланирование 4 Торможение 2Управляемость
3 Общая оценка 3 Сухой асфальтТорможение
1Шум
4Управляемость
3Сопротивление качению
1 Общая оценка 2- ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 3++ Короткий тормозной путь на сухом покрытии
+ Низкое сопротивление качению
- Высокий уровень шума
- Слабая устойчивость к аквапланированию
Слашплэнинг
3Тяговое усилие
3 Общая оценка 4 Лед Торможение 2 Управляемость 5 Тяговое усилие 2 Общая оценка 3 Мокрый асфальт Аквапланирование 3 Торможение 2Управляемость
5 Общая оценка 3- Сухой асфальтТорможение
2Шум
1Управляемость
5Сопротивление качению
2 Общая оценка 3 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 4++ Низкий уровень шума
+ Низкое сопротивление качению
- Неоптимальная управляемость в любых условиях